Александр Каминский (a_kaminsky) wrote,
Александр Каминский
a_kaminsky

Categories:

Помни войну



Романтичный предновогодний вихрь подхватил меня и занес в конце декабря в город на Неве. Русская столица безусловно поражает воображение, особенно если воображения хватает представить её до 1917 года.
В числе прочих приятностей, принимающая сторона оказала мне любезность, препроводив и доставив перед Рождеством в Кронштадт.
Разумеется, перво-наперво на Якорную площадь, к Морскому Собору.



Немного истории:
Первая церковь в Кронштадте для моряков, построенная в 1731 году во исполнение повеления ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I-го, была деревянная. Просуществовав более 100 лет, она пришла в полную ветхость и была разобрана, а заменившая её в 1862 году и существующая по ныне церковь Богоявления, также деревянная, вскоре оказалась недостаточною по размерам. Поэтому возникший ещё в 1830 году вопрос о постройке для моряков каменного храма, по мере развития флота, становился всё более настоятельным, и в 1896 году, по инициативе главного командира Кронштадтского порта вице-адмирала Н. И. Казнакова, возникла мысль о сооружении Морского Собора, который своим величием отвечал бы значению Кронштадта, как колыбели русского флота, и являлся бы достойным памятником как чинам Морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, так и выдающимся деятелям, способствовавшим развитию и славе флота.
В 1897 году с Высочайшего разрешения был образован под председательством вице-адмирала Н. И. Казнакова Комитет для сбора пожертвований на сооружение Собора; в этих пожертвованиях приняли участие как Высочайшие Особы, так и частные лица; наибольшая же часть пожертвований собрана чинами Морского ведомства, постановившими с 1898 года ежегодно отчислять на сооружение Собора 1/4 процента с жалованья, столовых и морского довольствия (отчисления эти продолжались до 1 Января 1914 года и составили капитал в 280.000 рублей).

На составление проекта Собора объявлено было последовательно в 1897 и 1898 годах два конкурса, не давших удовлетворительного для Комитета результата, вследствие чего проект был заказан академику архитектуры профессору А. О. Томишко, но и этот проект признан был Комитетом, под председательством нового Главного командира порта С. О. Макарова, не вполне удовлетворяющим желаниям Комитета и, по получении 5 Июня 1900 года разрешения ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА оставить этот проект без исполнения, поручено было составление нового проекта строителю храма Морского ведомства во имя Милующей Божией Матери в Галерной гавани и Морского Собора в Порте ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III-го, гражданскому инженеру профессору В. А. Косякову. 16 Апреля 1901 года Комитет, при участии приглашённых начальников учреждений и командиров и офицеров расположенных в Кронштадте команд и экипажей, единогласно избрал один из двух представленных Косяковым эскизов. 21 Мая 1901 г. последовало Высочайшее одобрение этого эскиза, пояснённого выполненною в мастерских порта небольшою моделью, а 18 Марта 1902 года Высочайше учреждён состав Строительного Комитета для выполнения проекта из начальников отдельных частей местной морской администрации и председателя Государственного Контроля, под председательством Главного командира Порта.

Местом для сооружения Собора была избрана ещё в 1898 году Якорная площадь, занятая ранее складом громадных якорей от прежних военных судов и являющаяся наиболее удобною по величине и центральности положения в отношении существующих сооружений Морского ведомства. Расположить на этой площади Собор решено было с таким расчётом, чтобы перед Собором оставалась достаточных размеров площадка для парадов войск, а вокруг Собора мог быть разбит сад, сливающийся через Доковый овраг, ныне уже засаженный деревьями, со старым Екатерининским садом.

27 Октября 1901 года, по получении известия об ассигновании Государственным Советом средств на производство работ, в 1902 году на месте Собора совершено было торжественное молебствие в присутствии всего наличного состава флотских экипажей и учебных отрядов, в количестве до 14 тысяч человек, немедленно по окончании молебствия взявшихся за расчистку площади от верхнего растительного и наносного слоя. Эта безвозмездная работа военно-морских чинов производилась с должною планомерностью до наступления зимы; с весны же 1902 года было приступлено к земляным работам, а затем и к устройству бетонных фундаментов и заготовок гранитного цоколя. Весною 1903 года работы по устройству фундаментов близились к окончанию и 8 Мая состоялась торжественная закладка кирпичных стен Собора в присутствии ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, ГОСУДАРЫНЬ ИМПЕРАТРИЦ, НАСЛЕДНИКА и ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ и КНЯГИНЬ.

В дальнейшем работы успешно подвигались вперёд, за исключением смутного времени 1905—1906 годов, вызвавшего приостановку работ на металлических заводах, изготовлявших для Собора железные части, замедление в доставке заказанных в Германии облицовочного кирпича и терракотовых орнаментов для фасадов Собора и некоторое нарушение выработанного Комитетом плана работ.

Тем не менее, с 1907 года было уже приступлено к внутренней отделке Собора, и с 1908 года, по окончании устройства отопления, работы велись безостановочно круглый год

Разработанные строителями детальные чертежи чистовой отделки Собора были удостоены 19 Августа 1908 года рассмотрения и одобрения ИХ ИМПЕРАТОРСКИМИ ВЕЛИЧЕСТВАМИ на Яхте «Александрия» в присутствии председателя Комитета Адмирала К. П. Никонова и Строителя Собора, причём ЕЯ ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВОМ были сделаны замечания на некоторые детали. Замечания эти были приняты Строителем к руководству при изготовлении моделей мраморных и бронзовых частей внутренней отделки, каковые и были удостоены Высочайшего ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ одобрения при представлениях их председателем Комитета адмиралом И. К. Григоровичем и Строителем в Декабре 1908 года и весною 1909 года. ИХ ИМПЕРАТОРСКИЕ ВЕЛИЧЕСТВА удостоили посещения и сами работы, где к этому времени внутренние леса были уже разобраны. В общем работы были удостоены Высочайшего одобрения, а затем последовал новый акт Высочайшего внимания к делу построения Собора — пожертвования ЕГО ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВОМ с Петергофской Гранильной фабрики бухарского лапис-лазури для украшения алтаря.




Внутри меня поразил не общий вид, не роспись и не иконостас - это все впечатляюще - а памятные доски чинам Российского Императорского флота.
Там похоже перечислены ВСЕ со времен Петра I и до 1917 года. Нижние чины, конечно, в основном идут списочной численностью, а офицеры все. Доски 1917 года отгорожены красной лентой, некоторые стоят без надписей, близко подобраться не удалось, но издалека видно, что касаются событий Великой войны.
Русский флот помнил всех.






Глядя на них создаются впечатления непередаваемые.
Сам Собор до 1927 был действующим, видимо, рука не поднималась. Потом пришло время перемен. В октябре 1929-го кресты снесли, а сам собор был т.с. перепрофилирован в кинотеатр им. Горького. Важнейшим из искусств, так сказать. Жители Кронштадта презрительно именовали его "Максимкой".
Белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и пр.
Реставрация началась в 2002 году.
Я стоял на Якорной, смотрел на памятник адмиралу Макарову и вспоминал ещё один музей, заложенный ко времени окончания строительства Морского собора. По личной инициативе Николая II.
Конечно, это Ратная Палата в Царском селе.



Первоначально предполагалось расположить в Ратной палате музей истории русских войск. Основой коллекции стало собрание документов по истории русских войн, которое было подарено Николаю II Е. А. Третьяковой на юбилейной Царскосельской выставке 1911 года. Однако с началом войны с Германией в 1914 году было решено создать Государеву Ратную палату и музей войны, разместив в них галерею портретов георгиевских кавалеров и трофеи, доставленные с полей сражений.

В 1915 году начальник Царскосельского дворцового управления князь М. С. Путятин согласно воле Николая II запросил в войсках материалы для музея. Портреты георгиевских кавалеров писали художники В.А. Поярков, И.Б. Стреблов, М.Г. Кирсанов и С.Е. Девяткин по фотографиям и описаниям сослуживцев. Принимались, в основном, портреты заслуживших три или четыре георгиевских креста.

В 1916 году из Артиллерийского исторического музея в Ратную палату были переданы особо ценные трофеи идущей войны. Они были установлены во внутреннем дворе. Рядом с музеем был установлен сбитый немецкий самолет «Альбатрос».

Кроме того, в музее предполагалось чтение лекций с наглядными материалами, для чего имелось всё необходимое оборудование, вплоть до экрана. В 1917 году музей получил новое название - Народный музей войны 1914—1918 годов. Но уже через год он был упразднен. Экспонаты Ратной палаты перешли в другие музеи и хранилища или были уничтожены.


Разумеется, в советское время это стало никому не нужно

В 1923 году комплекс был передан Петроградскому агрономическому институту для размещения в нём ректората, канцелярии и клуба. Заведующим клубом был бывший фельдфебель Сводного пехотного полка Иван Степанович Шпехт.

На литературных вечерах, которые устраивались в клубе, среди прочих выступали С. А. Есенин, В. А. Рождественский, В. В. Маяковский, Ф. Сологуб, О. Д. Форш и В. Я. Шишков.

Архитектурное убранство было частично утрачено. В период Великой Отечественной войны здание сильно пострадало. По её окончании в нём проживали возвратившиеся жители Пушкина. Кроме того, комплекс использовался в качестве складского помещения.


Впрочем, сейчас не лучше:

Что же мы видим сегодня? Несмотря на неоднократные обращения общественности, 5 мая 2008 года КУГИ издает распоряжение № 375-рк, согласно которому оно выставляет на торги право аренды Ратной палаты. Каждый желающий может взять ее в аренду на пять лет – только плати! Блистательный пример административного рвения: все на продажу – и память, и честь, и совесть...

Однако сегодня еще можно возвратить Ратной палате ее истинное назначение: создать здесь музей первой мировой войны. Кроме экспозиции, в которой должна быть показана полная и яркая картина истории освещаемых событий, здесь можно создать целую инфраструктуру, которая сделала бы музей притягательным клубом и научным центром, местом отдыха и площадкой познавательных игр. Такую экспозицию было бы уместно открыть к августу 2014 года – столетию начала войны. Времени на все работы остается не так уж много.




Я смотрел на постамент памятника Макарову и читал раз за разом ПОМНИ ВОЙНУ.
Будем писать.

P.S. Особая благодарность моему доброму обаятельному гиду, настоящей питерской интеллигентке, да и просто любимой женщине :)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments