Прочел тут у Сергея Задумова следующее пожелание властям Новороссии:
В общем, на месте властей Новороссии нужно сбивать крупные механизированные группировки, проводить мобилизацию и обучение личного состава. Сделать эшелонированную оборону в три-пять рядов и готовиться к наступлению мазеп. Будет жарко.
<...>
Ещё летом 2014 года было понятно, что нужна обязательная массовая мобилизация. В конце концов, можно мобилизованных отпускать по домам во время очередного перемирия. Но без нормальной кадровой армии воевать уже просто нельзя.
Поскольку в определенных кругах ЖЖ подобные соображения/пожелания становятся общим местом, позволю себе вставить своих пять копеек.
На мой взгляд, в рассуждениях о "мобилизации в ЛДНР" люди упускают ряд важных деталей.
Само понятие "мобилизация" возникло в эпоху массовых армий, со временем совершенствовалось и, в конце концов, обрело современное звучание. В сильно упрощенном виде, означает сие понятие, что армия государства становится "мобильной". Т.е. может автономно вести боевые действия имея в распоряжении всё необходимые для жизни и боя силы и средства. То есть, оружие, боеприпасы, развернутые по штатам военного времени подразделения, части, соединения и объединения, с развернутыми тылами, средствами связи, госпиталями, складами боеприпасов, ГСМ, полевыми кухнями, обозом и т.д. и т.п. К тому же обладают достаточными запасами и логистическими возможностями (налаженными коммуникациями с достаточной пропускной способностью) для доставки всего необходимого на передний край. Равно как и для эвакуации (переброски) всего необходимого как в тыл, так и на другие участки фронта.
Мобилизация проводится поэтапно, по плану, с жесткой привязкой к планам стратегического развертывания вооруженных сил на ТВД и планам первых операций. Требует напряженной работы Генерального штаба с задействованием и учетом всех ресурсов государства.
Что мы видим в ЛДНР?
Во первых, есть ли там государство? Т.е. аппарат принуждения, без которого любое государство нежизнеспособно.
Во вторых, есть ли там, собственно, армия - жестко структурированная сверху вниз организация с государственной программой развития, генеральным штабом, планами развертывания, боевой подготовки, обеспечения, системой подготовки кадров, службой вооружений, разведкой/контрразведкой, тыловыми службами, службой планирования, учета и контроля мобилизационных ресурсов?
Очевидно, что нет.
Тогда о какой "мобилизации" может идти речь?
Только для разработки и увязки всех планов нужно выполнить огромный объем кропотливой работы всех отделов генштаба и координации их с гражданскими службами.
Должны быть определен оптимальный состав армии, количество объединений и (или) соединений, частей, подразделений, их штат мирного и военного времени. Исходя из этого рассчитываются потребности в личном составе, вооружении, боеприпасах, тыловом обеспечении, логистических мощностях. Все военнообязанные должны быть поставлены на учет по ВУС и каждому определено место в плане развертывания. Кроме этого должен быть механизм "кнута и пряника" - принуждение к мобилизации (ответственность за уклонение), аппарат принуждения и компенсации семье в случае потери кормильца. Офицеров и солдат нужно кормить, одевать, обувать, платить жалование, обучать и лечить. И так далее и тому подобное.
Из всего этого на Донбассе нет почти ничего. Донбасс отключен от финансирования и даже поставок продовольствия, а в будущем, возможно, и от газоснабжения и электроэнергии со стороны Украины.
Т.н. "добровольческая мобилизация" себя на данный момент исчерпала.
У мазеп слабое и чахлое, бывшее советское, но всё это есть. И государство и армия.
Так что, думаю, говорить о "мобилизации" в классическом понимании этого термина в отношении ЛДНР, мягко говоря, несколько преждевременно. Равно, как и мечтать о походах армии ВСН на Харьков, Днепропетровск, Запорожье и Киев.
Без России им дай Бог удержаться в тех границах, что есть сейчас. При близкой к катастрофе социально-экономической ситуации внутри ЛДНР. От позиции России в конечном итоге зависит всё и вся на этой территории.
Всё должны решать переговоры. Они, в конечном счете, всегда всё и решают, боевые действия лишь часть переговорного процесса. Беда в том, что переговоров - правильных переговоров с учетом интересов всех сторон -никто толком вести не хочет или не может.
Понятно, что решения об разделе Украины приняты. Но методы, границы раздела и сроки пока, видимо, остаются неясны самим участникам сделки.